Владимир Сергеевич Соловьев

Подлежащее же всех этих форм по существу своему не может быть выражено ни в каком определенном отдельном понятии. Преходящее состояние, заключающее и образующее множественность в единстве или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется представлением (perceptio)». Такова аналогия между схоластикой и новой философией (до Гегеля включительно). Но есть более тесная и внутренняя связь между философией Гегеля и именно материализмом.

Это убеждение отличается от обыкновенного отрицательного отношения к философии, систематическое выражение которого мы находим в так называемом позитивизме. Субъект философии есть по преимуществу единичное я как познающее. Но очевидно, что этим задача философии еще далеко не разрешается.

https://youtu.be/xug52mBhZcU

Соловьев Владимир. Книги онлайн

Такой результат новой философии, заключая в себе отрицание всякой метафизики как невозможной, по-видимому, подтверждает воззрение позитивизма. Основной вопрос, который ставит себе Кантова философия, есть, как известно, вопрос о познании.

Глава третьяФормальная ограниченность философии Шопенгауэра и Гартмана в связи с такою же ограниченностью всей западной философии

Такое значение получил принцип Фихте у преемника его в философии – Шеллинга. Поэтому дальнейшее развитие философии последовательно отринуло это непознаваемое. Но материалисты со своей точки зрения не могли этого допустить и во имя верховности своего принципа должны были заведомо отрицать самые очевидные положения логической философии.

Наконец, еще одно существенное отличие моего воззрения от позитивистического выяснится лучше в самом изложении философского развития, к которому я и перехожу. В противоположность всему этому философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания.

Разумеется, это определение только относительное, как и все другие). Это ясно a priori и несомненно исторически. Таким образом, прежде чем примирять авторитет с разумом, нужно еще примирить его с самим собою, и, очевидно, это может быть сделано только разумом.

Что касается до собственного содержания схоластической философии, то тут некоторый интерес представляет знаменитый спор реализма с номинализмом. Воля для Декарта есть лишь accidens мышления, в сущности не что иное, как суждение («les actes de la volontй, c’est а dire les jugements»).

В самом деле, один вещественный предмет различается и отделяется от другого положением в пространстве, величиною, очертанием, соотношением частей и т.д. Безусловным же предположением, абсолютным prius в философском объяснении или выведении должно быть только то, что в самом себе заключает свою необходимость. В чем же, если так, необходимость конечных вещей? Откуда в единой субстанции число, хотя бы и бесконечное, откуда в ней множественность?

Это противоречие и снимает односторонность системы, обусловливая переход к противоположному началу. Таким образом, вся действительность перешла опять на сторону единственных вещей. Но это не есть простое возвращение к отдельным мыслящим и протяженным субстанциям Декарта.

ВведениеРазвитие западной философии от схоластики до Канта

Действие внутреннего начала (в монаде), производящее изменение или переход от одного представления к другому, может быть названо стремлением или хотением (appetitio)». Но хотя таким образом вся субстанциальность перешла на субъективную или психическую сторону, этим, однако, не снята совершенная внешность между познающим и познаваемым.

Глава перваяРазвитие западной философии от Канта до Шопенгауэра

Разрешение этого вопроса о познании ставит себе задачей Локк в своем «Essay concerning human understanding». Вот единственный разумный смысл этого и других подобных выражений. Все, что мы знаем, говорит Юм, есть или наши чувственные впечатления и ощущения, или их воспроизведение в воображении и мысли. Все наши представления соединяются между собою тремя способами, именно подобием, соотношением в пространстве и времени и причинностью.

В умственной истории нашего времени не менее, чем в политической, происходят события удивительные и неожиданные. Это была бессознательная метафизика. Человеческий ум как бы во сне предавался метафизическим грезам, не давая и не спрашивая отчета в их возможности». Из этой догматической дремоты он был пробужден Кантом.

Точно то же должно признать и с материалистической точки зрения. Необходимо и материалист должен признать положение Канта, что объективное бытие, каково оно само в себе, безусловно для нас недоступно. Фихте в своем наукословии (Wissenschaftslehre) развивает принцип Канта в полную и замкнутую систему.

Эти формы как такие вполне выражаются логически в определенных понятиях – мыслятся. Что подлежащее само по себе не может быть действительным объектом – об этом нечего и говорить. Поэтому абсолютное начало вообще не есть что-либо действительно существующее, следовательно, оно есть лишь в возможности, в понятии. Действительного существования в смысле чего-то состоящего или пребывающего независимо от понятия – такого действительного существования поистине нет совсем: это лишь продукт ограниченного рассудка.

Деятельность же невозможна без различения, без раздвоения: безразличное простое единство остается в себе, не изменяется, не действует, не живет – таково единое-сущее элеатов и субстанция Спинозы. Таким образом, каждое изменение, каждый переход в другое есть лишь новое торжество понятия, которое в каждом отрицании находит себя само и возвращается к себе как положенное, выраженное понятие.

Глава пятаяОбщие результаты философского развития в области логики, метафизики и практической философии

Абсолютная идея имеет содержанием себя саму как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое, и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого». Первые зачатки этого направления можно видеть еще в средневековой схоластике. И затем: как могу я вообще познавать то, что находится вне меня и независимо от меня существует, будь то другая мыслящая субстанция или же телесная?

Таким образом, окончательное разрешение Лейбницем первого вопроса поставило на очередь второй, который и был разрешен Кантом. Кант признал все познаваемое как такое только явлением, т.е. существующим лишь постольку, поскольку познается существующим лишь в представлении субъекта. С этим требованием самобытной, не зависящей от понятия действительности кончается век чисто логической или априорной философии, кладется начало философии положительной, отворяется дверь для эмпирии.

Философия, как известное рассудительное (рефлектирующее) познание, есть всегда дело личного разума. В основу этой книги легло то убеждение, что философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Диета Моники БелуччиДиета Моники Белуччи Моника, вы бывали в России. Впрочем, сама Моника Беллуччи едва ли переживает из-за того, что поправилась. Допустим, есть девушка с потрясающим телом. Столь же прекрасным, как лицо Моники. […]
  • Космические Рейнджеры: Прохождение (все квесты)Космические Рейнджеры: Прохождение (все квесты) Вот пример прохождения этого квеста. В данном квесте у рейнджера присутствуют два изменяемых параметра: здоровье и храбрость. Опишу общую стратегию прохождения этого квеста. Есть много […]
  • Вечно голодный котВечно голодный кот Но нельзя кормить только сухим кормом или только паштетом”. Лучше задуматься над тем, чем кормить котенка, чтобы он был здоровым! Если кот расположен к полноте,то с этим проблем нет. Можно […]