Искусство на Урале в 19 веке

Гепард» и «Барашки»; И.Насибуллин. В Кунгуре и его округе существовали корневые и токарные прялки. В это время на Урале складывается два направления расписной утвари-роспись металлических и деревянных изделий. Обвинской росписи был свойственен холодный колорит, как и в целом на Урале. Но иногда использовалась теплая гамма росписи.

Наверное поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари. Народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний» (Барадулин В.А. Уральский букет).

После росписи изделие покрывали лаком. Таким образом декорировались бураки в крупных красильных мастерских при подносно-клепальных заводах. Это связано с тем, что «Нижняя Салда находилась на пути в Ирбит, и местные ремесленники могли увидеть расписные бураки у проезжавших тагильских мастеров…

К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, трекла. Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов.

Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. Они отличались стройностью пропорций и характерным рисунком верхнего края лопасти в виде гребня с тремя полукруглыми вырезами. Их росписи были разнообразными. В целом кунгурская роспись относится к живописному типу русских кистевых росписей. Наиболее любимой и чаще всего используемой была композиция цветущего дерева с сидящими на нём птицами.

Композиция этих прялок была сродни стенописям, с распространённым принципом панно и необязательной симметрией. В горнозаводских селениях изготавливали токарные и составные прялки. Украшали их различными видами росписи от «графической» росписи с тюльпанами, купавками и ягодами, до «живописно» с тагильскими розами и простой окраской «под малахит».

Обвинская роспись — особый вид народных уральских росписей, в которой получили развитие орнаментально-графические элементы. Сказалось влияние поволжских центров народной росписи, в которых были сильны графические элементы. Графичность мотивов и лаконичность окраски создавали особую декоративность росписи. Для одних это было дерево жизни, для других символ райских садов. Но он всегда был основой содержания этого искусства, придавал глубокий смысл росписям уральских прялок.

Роспись Евграфа и Павла Мальцевых. Сама техника росписи была очень простой. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями. Более подробно с домовой уральской росписью можно ознакомиться в работах В.А. Барадулииа.

Искусство на Урале в 19 веке

Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Однако искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя традиционные основы: своеобразный цветовой строй и монументальность композиций. В связи с нуждами промышленности особо важное значение на Урале приобрела горнозаводская графика.

Мотив розы в декоративной росписи по дереву

Основой коллекции бересты послужили ювелирные украшения и шкатулки мастера В. Поспелова. Тарель «Георгин», блюдце «Утка» и др.). В 1980-е гг. создаются декоративные сувениры (В.Тарынин. Этот промысел представлен произведениями 1930-1950-х гг. и авторскими работами 1980-1990-х гг., в основном, традиционной анималистикой с порезками по форме (А.В.Овчинников.

А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое торговое значение, являясь к тому же и крупным торговым центром.

В Тобольске иконы писали мастера, приехавшие из Великого Устюга, Владимиро-Суздальской земли, с Украины. Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», «личники», «доличники». Мастера травники расписывали прялки и вальки, украшали дома зажиточной части населения. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах — Нижнесалдинском, Невъянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским.

Затем стали совмещать роспись и тиснение

Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова — изготавливали прялки и т.д. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи.

Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках. В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Еще одним центром по производству и росписи берестяных изделий была Нижняя Салда, хорошо известная в последней трети XIX в. как развитый бурачный промысел.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Дисплазия тазобедренных суставовДисплазия тазобедренных суставов В тех странах, где традиционно принято носить детей в положении “наездника", привязанным на спину матери, очень низкая частота дисплазии тазобедренных суставов. Что такое дисплазия […]
  • Таблетки достинексТаблетки достинекс Сегодня мой отзыв о препарате Достинекс , от приема которого мне стало реально страшно. Всем привет ) Сегодняшний отзыв посвящен сильному по действию лекарству Достинекс. Всем доброго […]
  • Признаки внематочной беременностиПризнаки внематочной беременности Хотя 95-97% всех внематочных беременностей случаются в маточных трубах, но они могут быть в шейке матки, на яичнике и даже в брюшной полости. Это и будет внематочной или трубной […]