Критика учения Бергсона об интуиции

Лит.: Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. И. в эстетике абсолютизирует интуицию как момент непосредств. Интуиция как бескорыстное созерцание и творчество противостоит интеллекту, обслуживающему утилитарные, социальные потребности человека. В интуитивистской эстетике Кроче сущность искусства также видится в “чистых образах фантазии”, создаваемых художником. А. Бергсона. Ереван, 1978; Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика.

Интуитивное видение мира и человека противопоставляется рациональному истолкованию природы, истории, об-ва и личности, этики и эстетики. И., упраздняя границы между субъектом и объектом, познанием и действительностью, толкует последнюю как знание-бытие (Н.О. Лосский). Иррациональная интуиция схватывает уникальное, непредсказуемое, неповторимое.

Критика учения Бергсона об интуиции

Интуитивистскими идеями питались литература «потока сознания» и «новый роман». И. формируется в качестве особого направления в к. 19—нач. Интуитивистская эстетика Бергсона, направленная против классич. Гегеля и позитивистской философии искусства И. Тэна, последовательно оспаривает значение интеллекта, дискурсивного мышления в качестве инструментов познания и творчества. В этом плане она является предтечей совр. неклассич.

§ 4. Общественная мысль, искусство и литература

Интуиция, по Бергсону, — единств. В работе Бергсона “Смех” (1900) — единственной, специально посвященной эстетич. М., 1963; Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. Ч. I. М., 1920; Сгосе В. Aesthetica in nuce. Bari, 1932; Arbour R. Henri Bergson et les lettres francaises.

ИНТУИТИВИЗМ — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Эстетическая интуиция провозглашается в ней высшей и наиболее адекватной формой познания.

История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века: Учебно-методическое пособие

XX век. Энциклопедия. Бергсоновской концепцией проекции на полотно интуиции «реальности души», «чистой реальности» вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные экспрессионисты. Вслед за Шопенгауэром бергсонизм трактует интуицию как высшую форму познания, как бескорыстное мистич. Теория Бергсона внушает, вернее, стремится внушить впечатление, будто в ней искусство возводится на огромную высоту познавательной деятельности.

Однако на деле это «возвышение» интуиции и основанного на ней искусства оказывается крайним принижением познания. Принижением, так как понятие интуиции — философской и художественной — у Бергсона лишено какого бы то ни было положительного познавательного содержания.

Интуитивное познание не интеллектуальное, не облеченное в логические формы, не дискурсивное, не понятийное, не руководимое практическим интересом и т. д. — все одни лишь отрицания! И вот, оказывается, интуитивное познание (как мы узнали это из эстетики Бергсона), строго говоря, не есть познание. И внушаются в нем не столько образы или картины мира, отображающие его объективное содержание, сколько субъективные эмоции художника, повторяющиеся в эмоциях воспринимающего.

Диалектическое познание остается познанием интеллектуальным, и расширение сферы логического, преодоление недостатков рассудочности, разумеется, ни в коем случае не есть упразднение самой логики. На деле он перевел интуицию с высоты интеллектуализма в низший план биологизма и волюнтаризма.

Смотреть что такое «ИНТУИТИВИЗМ» в других словарях:

О всей глубине этого декаданса можно получить ясное представление, сопоставив учение Бергсона об интуиции с соответствующими учениями Шеллинга и даже Шопенгауэра. Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. В процессе развития усложнялся и обогащался предметэстетики.

Но в эстетических экскурсах Бергсона даже это антиинтеллектуалистическое понимание интуиции подвергается дальнейшей метаморфозе

Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.

Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

Этими явлениями занимаются техническая и практическая эстетики. Идеи технической эстетики зародились в середине 19 в. в Англии. Джон Рескин в своих работах Прерафаэлитизм (1851) и Политическая экономия искусства (1857) ввел понятие эстетически ценных продуктов.

Понятие «игры» как одной из существенных характеристик эстетической деятельности было введено в эстетику И.Кантом и развито Ф.Шиллером

Эстетическая деятельность содержит в себе важные творческие и игровые начала и связана с бессознательными элементами психики (см. также БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). В эстетике признается иерархия художественных способностей, которая выглядит следующим образом: одаренность, талантливость, гениальность.

Бергсон противопоставляет трагедию как искусство неповторимо-индивидуальных образов комедии как социально значимому суррогату творчества, основанному на работе интеллекта, склонного к обобщениям. Эти идеи, высказанные в труде “Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика” (1902), были в последующем уточнены автором, провозгласившим поэзию интуицией и ритмизацией Вселенной.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • «Лошарик» спущен на воду«Лошарик» спущен на воду Исследовательская атомная подводная лодка / атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН). В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й […]
  • Новый год в баре, пабе в ЕкатеринбургеНовый год в баре, пабе в Екатеринбурге Ни для кого не секрет, что отмечать Рождество и Новый Год в Ригу приезжает много туристов! Пришло письмо от Беллы с просьбой — подсказать весёлый паб или клуб на Новый Год в Риге, а я не […]
  • Внешнее строение листаВнешнее строение листа Простые и сложные листья. Между листовой пластинкой и черешком у простых листьев никогда не бывает сочленения.Рис. Назовите растения, имеющие такие листья. Сложным листом называют такой, […]