ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ IX — XVII ВЕКОВ

Главный воспитатель и руководитель в жизни — разум человека, поэтому важно умственное развитие. Философ и оратор. Статья показывает основные идеи научного развития педологии в США, Европе, России и Украины.

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновенный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов. Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей.

ПЕДАГОГИКА ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ IX — XVII ВЕКОВ

Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию. Интеллектуальное и нравственное воспитание — единый процесс. Главным считал развитие способности самостоятельно мыслить, учиться действовать сообразно природе.

Высказывал мысли о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка. Утверждал, что труд -важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение. Считал, что в обучении важно не количество знаний, а развитие интеллекта, мышления. Добродетели — самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Сократ- учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре).

Метод Сократа — ироническая майевтика (буквально — повивальное искусство, помощь в родах) — помощь учителя ученику в рождении истины. Платон — ученик Сократа, создатель учения о вечных идеях, лежащих в основе всего сущего. Основное средство воспитания — личный пример учителя.

Важна привычка преодолевать трудности, поэтому одна из задач воспитания — закаливание, выработка стойкости, умение переносить лишения, презрение к роскоши. Самая важная задача школы, по мнению Антисфена, — обучение добродетели, воспитание силы воли. Критерий добродетели не знания, а поступки учеников.

Считал, что образование должно быть под контролем государства для воспитания совершенных граждан. Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, — сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения. Факторы воспитания: внешний мир; внутренние силы, развивающие присущие человеку задатки; целенаправленное воспитание в необходимом для общества направлении. Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование).

Идеал воспитания — самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. Задача: научить человека правильно мыслить. Путь к счастью и свободе — через познание. Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Ученики изучали философию, получая при этом духовное удовлетворение. Философия Эпикура утверждала новое отношение к человеку как члену общества.

Основатель стоической школы, видел в воспитании возможность сделать человека добродетельным. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Школы среднего типа — грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе.

В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры.

Главная задача воспитания, по его мнению, — моральное совершенствование. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод — побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основатель эмпирического направления в образовании. В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов.

Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма. Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. Ксенофонт — ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека.

Смотрите также:

Похожие публикации: