Философские концепции существования и развития культуры

И именно поэтому дионисийское начало в культуре имеет доминирующее значение. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Культура становится для него выражением заложенной в человека космической «воли к жизни» и «воли к могуществу».

Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение.

Философские концепции существования и развития культуры

Во втором случае от возникновения великих культур древности. Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта». Третий период — осевое время. Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции.

Человек и история в экз.философии К.Ясперса. 1991. (Гайденко П.П.)

Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности.

Философия истории XX в.

В предыдущей главе были рассмотрены особенности культурологиии как науки, оговорены некоторые из теорий, демонстрирующих разнообразие возможных подходов к культуре. В культуре Ницше видел прежде всего средство человеческой самореализации.

Глава 12. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ

В соответствии с культурфилософией Ницше именно они являются двумя первичными стадиями существования культуры. Разные полюсы человеческой культуры он отождествляет с образами древнегреческих богов Диониса и Аполлона. Дионисийское начало в культуре связано с неконтролируемыми первичными реакциями человека на проявления действительности, а следовательно, является первичной формой культуры.

К. Ясперс: «осевое время»

Для него не только мир аполлонийской культуры, связанной с гармонией, спокойствием, красотой и четкой формой, имеет иллюзорный характер, но и мир культуры дионисийской.

На основе дионисийской иллюзии создает свою упорядоченную и совершенную «иллюзию в иллюзии» Аполлон. Соединяясь и растворяясь друг в друге, аполлонийское и дионисийское начала должны, по мысли Ницше, восстановить некогда растерзанное единство природы и человека.

Цель социологии культуры — сопоставление развития культуры с другими социальными явлениями. Выдающееся место в социологии культуры занимает теория суперсистем П. А. Сорокина (1889-1968) — нашего соотечественника, ставшего подданным США, классика мировой социологии.

Смотреть что такое «ЯСПЕРС» в других словарях:

П.Сорокин представлял весь исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе своего развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры. В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.

Развитие и упадок цивилизаций

Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека и в придании всем ценностям относительного характера. Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены, — утверждает Сорокин. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Основой своей концепции культуры он делает человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации.

С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевого времени» имели место лишь истории локальных культур. И добавляет к этому, что великая заслуга Ницше в том, что он вернул миру Диониса. В отличие от популярной в Европе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры.

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Озеро ХанкаОзеро Ханка В средние века рыба озера Ханка поставлялась к столу чжурчженьских и китайских императоров. В 1971 году в соответствии с Рамсарской конвенцией, озеро Ханка и прилегающие к нему территории […]
  • Лимфоциты в кровиЛимфоциты в крови Здравствуйте. У вас есть некоторое повышение уровня лимфоцитов, что может связано с вирусной инфекцией. Здравствуйте! У ребенка (полтора года) поднялась температура до 39,5 и держится […]
  • Первобытнообщинный стройПервобытнообщинный строй Избыточен он был вовсе не в том смысле, что не мог быть потреблён членами коллектива, а лишь в том, что когда его не было, то и без него было возможно их нормальное существование». От […]