21 сентября 862 года произошло призвание на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора

По преданию, есть в Иэборске и могила варяга Трувора. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. После этого сообщения автор летописи поместил знаменитый рассказ о призвании варягов в Новгород: «И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня.

21 сентября 862 года произошло призвание на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора

Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв.. Для нас здесь важны три вопроса: кто призвал князей, кто были призванные и для чего они призваны? То же делалось и с Чудью. Чудью назывались финские народы, жившие около Чудского озера, и далее в Ливонии.

Чуждое завоевание должно было укрепить эту связь; одни и те же победители поработили все народы, против одних и тех же нужно было бороться. Варяги-победители могли снова нагрянуть, и только усильной и дружной защитой народов можно было удержать от них на будущее время независимость, как возможно было ее приобресть.

Призвание варяжских князей

Но очень может быть, что участвовали в союзе и другие ветви обширного славянского племени, известного под именем кривичей. Очевидно, смысл этого события тот, что киевляне приняли Аскольда и Дира не за тех, чем они были, а за князей и не противились их казни, когда они узнали, что они не князья.

С IX-го века начали в Византийской Империи появляться в рядах этих служилых иноземцев скандинавы или норманны, и перевели на свой язык греческое слово (pOlÖEQaTOi словом Vaeringiar. Эти варяги проходили из своего отечества через Россию водяным путем, по Днепру и Двине, как об этом свидетельствуют наши летописи. Русские, ознакомившись с жителями прибалтийского прибрежья, в лице проходивших через свои земли варягов, стали обращать это имя вообще на страны, откуда являлись к ним эти проходимцы.

Между тем в древней нашей летописи указывается, что пришельцы-варяги, переселившись с призванными князьями, сделались жителями Новгорода (Ти соуть людье новгородци от рода варяжска). Цель призвания князей выражается словами, которые летописец заставляет произносить призывающих: «приидите княжить и володеть нами по праву».

Так, славяне русского материка, нуждаясь в поддержании своего союза, обратились к внешней силе и призвали княжеский род из Варягов-Руси

Но как скоро получающий власть будет принадлежать к одному какому-нибудь из союзных народов, другие будут недовольны этим предпочтением, и тот народ, откуда будет правитель, возьмет верх над другими. Это третейский суд, столь обычный в русском народе во все времена. Призывавшие князей народы не отдавались им безусловно, но приглашали их «княжить и володети по праву». Прежняя автономия народной независимости и народного самоуправления, выразившаяся понятием о земле, не уничтожилась от этого призыва.

Сыновья его были убиты в сражении, оставались у него три замужние дочери. Гостомысл был стар — не поверил этому, потому что не надеялся иметь детей, но отправил послов в Зимеголу спросить тамошних вещунов; и те предрекли ему то же. Недоумевал Гостомысл и грустил.

Вероятно эти варяги были норманны из-за моря, которым новгородцы согласились платить за то, чтоб они их не трогали. Это было как будто обеспечение, какое мог дать ему князь, исполняя ту обязанность, для которой князья призваны: охранять страну от угрожающих ей поработителей. Устраивая это, Олег как бы расквитался с Новгородом и потом уже имел право его покинуть. С тех пор наша летопись, занимаясь почти исключительно югом, упускает из вида север. Только по отрывочным чертам можно видеть, что связь с ним Киева и киевских князей не прерывалась.

По некоторым чертам, сохранившимся в наших летописях и скандинавских сагах, видно, что Новгород в это время не имел постоянных сношений с норманнами. По сказанию олафовой саги, в Новгород прибыл гонимый Олаф к Владимиру, и мать Владимира предрекла на празднике, называемом в саге Иолою» (ранезначительно Коляде), о прибытии славного героя с севера.

На новгородцев он, вероятно, не надеялся; и действительно, как только он отправился за море, Ярополк прислал своих посадников в Новгород, и новгородцы приняли их без сопротивления. Новгородцы могли быть или слишком слабы, или же не полюбили Владимира и добровольно признали своим князем его брата и соперника. О новгородцах нет и помину. Если в Киеве могли так отзываться норманны, то в Новгороде они должны были поступать еще произвольнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем?

Кроме славянских колонистов в землях Веси, Мери и Чуди, с новгородцами участвовали в призвании князей кривичи. В договорах Олега и Игоря, заключенных прежде и дошедших к летописцу целиком, нет слова «варяги», да и быть его не могло, потому что люди, составлявшие этот договор, не были варягами (Vaeringiar).

Смотрите также:

Похожие публикации:

  • Да здравствует король ДжулианДа здравствует король Джулиан Фильм про Джулиана, короля лемуров из мультфильма Мадагаскар. Король Джулиан должен был бы быть не королем, а королевой. Джулиан эгоистичен, тщеславен и никогда не признаёт вину за свои […]
  • Третий подвиг Геракла – Стимфалийские птицыТретий подвиг Геракла – Стимфалийские птицы Второй подвиг Геракла - борьба с Лернейской гидрой. Так исполнил Геракл это поручение Эврисфея и вернулся в Тиринф, но тотчас же пришлось ему отправиться на еще более трудный подвиг. В […]
  • Как и за что воевали Север и Юг в СШАКак и за что воевали Север и Юг в США Север и Юг призвали добровольцев в армию и первое время желающих было даже больше, чем требовалось. Кампания 1863 года стала в ходе войны переломной, хотя её начало было для северян […]